#5/2001

Электронный экран Силиконовой долины

Корреспондент - Кирилл Крылов

Заметка сия относится к жанру путевых зарисовок о рекламе с некоторым особым интересом к электронным экранам большой площади как к наиболее “продвинутым” представителям. А теперь лирическое отступление или мое объяснение в любви к Калифорнии. Мне приходится более или менее регулярно бывать в этом штате в среднем раз в полгода, и я могу наблюдать происходящие здесь изменения.

Штат относится к самым богатым районам мира с высокой плотностью населения. Он протягивается более чем на 1300 км с юга на север и 400 км с запада на восток и имеет третью площадь после Техаса и Аляски. Прекрасная дорожная сеть связывает север и юг Калифорнии, главнейшим шоссе является 101-ый хайвэй, связывающий города Сан-Франциско и Лос-Анджелес.

Вдоль этой 101-ой дороги к югу от Сан-Франциско лежит знаменитая Силиконовая долина, отгороженная от Тихого океана Русским хребтом. Благодаря изоляции от сырых ветров, дующих с океана здесь не чувствуются холодные туманы. Холодный Калифорнийский апвелинг – подъем глубинных холодных вод приводит не только к размножению всяческих морских букашек, креветок и пр., которых приплывают “харчить” даже морские гиганты киты, но и удерживает постоянную температуру в прибрежных водах. Это создает мягкий климат в этой части Калифорнии и как шутят в Америке – “В Калифорнии всегда +25”. В каждой шутке есть доля правды и действительно в Силиконовой долине ровный теплый климат, практически круглый год.

На фото слева вид с севера на юг вдоль западного ограничения Силиконовой долины. Прекрасно видны озера вытянутые в цепочку вдоль рифтовой долины сдвига Сан Андреас. Справа от озер расположен Русский хребет, а слева 280 хайвэй - западное ограничение Силиконовой долины. Левее хайвэя - цепочка городков составляющих Силиконовую долину.

Вид из иллюминатора на Силиконовую долину Карта штата Калифорния
Вид из иллюминатора на Силиконовую долину Карта штата Калифорния, самого населенного и богатого - Золотого штата

В этом районе высокий образовательный ценз населения и постепенно он становится все выше, поскольку кроме самых известных университетов Стэнфордского и Калифорнийского Университета в Беркли имеется еще масса колледжей, да еще вновь приезжающие иммигранты (около 150000 чел/год) часто имеют высокий уровень образования, поскольку сразу ориентируются на работу в электронной промышленности. Люди простых специальностей из-за дороговизны домов уже не могут селится в Силиконовой долине и постепенно городки приобретают облик “поселков для миллионеров”. Этот район в силу многих причин имеет самую высокую плотность миллионеров на квадратный километр. К слову сказать, из этого самого Стэнфорда вышло более 500 компаний, работающих в области хай-тека, самой известной является многомиллиардная Hewlett-Packard, ну Sun тоже широко известна в узких кругах.

Все это накладывает определенный стиль на рекламу, в качестве примера приведу прошлогоднюю рекламу Apple. Известный слоган “Think different” был помещен на фоне какого-то пожилого мужика в джинсах, из расспросов стало ясно, что это известный физик и нобелевский лауреат Фейман, известный в России по переводу его учебника лекций по физике. Ну а в Силиконовой долине - это реклама для всех, у нас бы в России она не имела бы такого влияния, поскольку ценз не тот, да и что нам Фейман. В предыдущем своем очерке, написанном год назад, на основании впечатлений, полученных от посещения Нью-Йорка, я попытался осмыслить, как используются электронные экраны в Америке.

Большой светодиодный экран штаб-квартиры ABC в Нью-Йорке Электронный экран Силиконовой долины
Большой светодиодный экран штаб-квартиры ABC в Нью-Йорке Электронный экран Силиконовой долины

И к своему удивлению не обнаружил наружных рекламных экранов, на которых бы продавалось бы рекламное время сторонним организациям для продвижения товаров. Точнее есть информационные экраны, на которых рассказывается об услугах фирмы и т.п., но обычно владеет таким экраном собственно фирма. Это конечно хорошо, когда у вас офис на Times Square, но что делать, если ваша головная контора расположена где-то в “едренях”. Но всё это было год назад! Сейчас, год спустя, многое изменилось.

Вот тут как раз стоит остановиться и поподробнее рассказать о модели калифорнийского бизнеса. В отличие от небоскребов (зданий-скульптур) - штаб-квартир компаний “старой экономики”, высокотехнологичные компании занимают простые здания, построенные из железобетона и отличающиеся от родных российских детских садиков, не архитектурными излишествами, а тем, что к ним подведены хорошие линии с электропитанием и куча оптоволокна.

Основную же стоимость Hi-tech компаний составляет персонал и то, что называется “знанием компании”. Так выглядит Exide, некоторые офисы Sun, eBay и других компании из “новой экономики”. Естественно, никто не поедет смотреть на эти “убогие” офисы. Решение лежало на поверхности и удивительно, что так долго оно не было реализовано. Все офисы всемирно известных компаний и все городки связаны хайвэями, главным из которых является 101-ый хайвэй. 101-ый и параллельно ему идущий 280 ограничивают Силиконовую долину с востока и запада и, куда бы ты не ехал, ты вынужден перемещаться либо по одному, либо по другому. Поэтому весьма логичным было установить электронный наружный экран на одном из них, был выбран наиболее загруженный - 101-ый.

По своему функциональному назначению этот рекламный экран тоже отличается от стандартных американских решений, принятых в Нью-Йорке. Он стал просто “площадкой” которая торгует своим временем. Экран установлен примерно посередине между Сан-Франциско и Сан Хосе и характеризуется довольно внушительными размерами 9х12 м и выполнен по светодиодной технологии. Экран дает очень яркую, насыщенную в цветах и очень ровную полноцветную картинку. Визуально качество не хуже чем на экране Sony на штаб-квартире ABC на Таймс Сквер в Нью-Йорке. Калифорнийский экран, а реально это два светодиодных экрана расположенные друг по отношению к другу под острым углом и светящие в разные стороны. Такая установка (“глубокое V”) весьма характерна. Раньше так были установлены два рекламных экрана на здании гостиницы “Интурист” в Москве, поскольку такая установка обеспечивает полный охват проезжающей аудитории.

Вид на наружный экран в Силиконовой долине с севера на юг Вид на наружный экран вечером
Вид на наружный экран в Силиконовой долине с севера на юг Вид на наружный экран вечером, когда экран – самый яркий объект

Экран заметен с большого расстояния и полностью отвлекает на себя внимание, настолько, что просто перестаешь замечать все другие рекламные щиты, установленные рядом. И хотя обычных щитов уже установлено много вдоль всяких дорог, Вы можете сами себе задать вопрос - а помните ли вы рекламу, наклеенную на них? Совсем другое дело - электронный экран с прекрасной яркостью, четкостью и постоянной сменой картинок. Он издали притягивает ваше внимание и вы начинаете вглядываться в него издали, что делать, такова специфика человеческого зрения и сознания - мы всегда задерживаем свой взгляд на чем-то двигающемся.

Особенность строения человеческого глаза такова, что резкое изображение на сетчатке у нас формируется только в центральной части глаза, поэтому все что не вызвало нашего интереса заранее и не вызвало бессознательную фокусировку глаза на предмете, так и остается для нас как за мутным стеклом. В этом смысле хорошая реклама на хорошем электронном экране это практически всегда попадание в “десятку”. А расположение самого экрана на главной транспортной артерии Калифорнии - самого населенного штата, это охват самого платежеспособного населения на Земле и в конечном счете гарантия возврата вложенных денег в рекламу продукта.

Поскольку наружный экран установлен в “спокойном” месте хайвэя - прямолинейном участке, то на безопасности это не сказывается. Картинки на экране сменяются в режиме слайд-шоу, т.е. это простая смена кадров без спецэффектов типа наплывов и пр. Первое, что приходит в голову, это недоработанность программного обеспечения, не позволяющая вставлять видеофрагменты, а также связывать различные куски спецэффектами. Но с другой стороны истинная причина может лежать и в низкой пропускной способности видеоконтроллера экрана, что не позволяет запускать видеопоследовательности. Это замечание, высказанное разработчиками аналогичных систем, может оказаться наиболее верным. Действительно, видеоряд требует почти 30-кратного увеличения полосы пропускания, чем одиночные кадры сменяющиеся раз в секунду, а реально намного реже.

Кроме того картинка на прекрасном светодиодном экране имеет большое разрешение, чем на аналогичном по размерам ламповом, что тоже увеличивает объем передаваемой информации. В этом случае, если контроллер был использован с унаследованной технологией для удешевления разработки, то его широты шины и соответственно пропускной способности для демонстрации видео может не хватить. Это обстоятельство конечно огорчительно, поскольку резко снижает привлекательность такого экрана для рекламы определенных видов товаров - в первую очередь автомобилей, которые требуется показывать в динамике. В меньшей степени, сюда же относятся туристические услуги, авиаперевозки, в меньшей степени - продукты. Все эти рассуждения были направлены на то, чтобы объяснить, что программные средства и аппаратные решения должны развиваться согласованно.

Что хотелось бы отметить в заключение? Появление чисто коммерческого рекламного электронного экрана, на котором продается время рекламодателям - новое дело для Америки, хотя в России это наиболее распространенная схема использования. Выбор места для установки обусловлен задачей максимального охвата населения. Положительными характеристиками являются: большая площадь экрана, местоположение, полноцветность, яркость и хорошее разрешение. Недостатками: невозможность трансляции видеоизображения.