#9/2007

Экранный рынок Южной Африки

Алан Джой

Рынок цифровых видеоэкранов в Южной Африке переживает сейчас настоящий бум, а сетевые операторы ищут новые пути для экспансии по всему континенту. Алан Джой рассказывает о самом рынке и компаниях, работающих на нем. Алан Джой, глава фирмы Видео Коммьюникейшн Консалтантс, которая оказывает консультативные и аналитические услуги в области цифровых экранных технологий.

Главные города Южной Африки разделяют большие расстояния. Но по пути из одного города в другой можно встретить много банков, сетей розничной торговли, кафе фаст-фуд, отелей и заправок. Все они идеально подходят для развития сетей экранов.

Года 3-4 назад, после первоначального роста, рынок экранных сетей в Южной Африке начинает проходить те же стадии становлении, которые мы уже проходили у себя в Великобритании. Задаются те же самые вопросы: “Сколько людей увидят рекламу на экране?» и «Насколько она будет эффективной?”. Ответов пока меньше чем вопросов, так как еще предстоит провести исследования по эффективности, чтобы предоставить рекламодателю показатели по размеру аудитории экранов и привлечь на носитель новых клиентов.

Население Южной Африки составляет 45 миллионов (только 3,4 млн. из них - белые) человек, но большинство из них живет трайбами в сельской местности. Таким образом, экономически активное население составляет всего 16-18 миллионов человек, притом, что 30 процентов из этого числа являются безработными. Несмотря на то, что только 10 процентов работающего населения (1,1 млн.) зарабатывают в месяц больше 8 000 рандов (727 фунтов стерлингов), благодаря экономическому росту, который сейчас переживает Южная Африка, в стране появился новый средний класс чернокожих, которые активно покупают дома, машины и т.д.

Игроки – Primedia

Primedia Unlimited является частью Primedia Outdoor, подразделения крупнейшего в стране оператора наружной рекламы и рекламы в кинотеатрах. Primedia Unlimited была основана для работы в развивающихся секторах медийной индустрии, и она создала свое собственное экранное подразделение путем покупок Rank TV и FTN.

Rank TV – это сеть из 10 больших светодиодных экранов, расположенных на стоянках черного такси по всему Йоханнесбургу. Эти экраны ежедневно видит 1,3 млн. пассажиров, стоят в очереди в ожидании машины. На экранах показывается микс из спортивных, музыкальных, новостных и развлекательных клипов. И, несмотря на то, что Unilever называет это рекламное медиа лучшим и наиболее эффективным из тех, что оно когда-либо использовало, Primedia заявляет о том, что не будет развивать свою сеть, ссылаясь на высокую стоимость установки конструкций.

Forecourt Television Network (FTN) – это сеть из больших светодиодных экранов на 40 заправочных станциях. Экраны установлены у входов на заправки. После покупки сети Primedia решила, что сеть не так доходна, чтобы ее развивать в дальнейшем. Primedia также имеет контракт на поставку видеоэкранов в терминал для внутренних рейсов Йоханнесбургского международного аэропорта.

Светодиодные экраны сети FTN на заправочных станциях Светодиодные экраны сети FTN на заправочных станциях
Светодиодные экраны сети FTN на заправочных станциях

Primedia Outdoor недавно ошеломила рынок видеосетей Южной Африки, заплатив 2,5 миллиона фунтов стерлингов за 25% акций дизайнерской компании Barrows and Merchint, которая собирается выходить на рынок цифровых видеоэкранов, но до сих пор не имеет никаких достижений в этой области.

Игроки – TBM Communications

TBM является самой опытной и знаменитой компанией в Южной Африке из числа тех, что занимаются цифровыми сетями. Компания работает уже 7 лет и специализируется на государственных контрактах, сетях в аэропортах, банках, фитнес-клубах и гольф-магазинах. Но для нее рекламный доход не является основным.

Количество носителей у TBM значительно выше, чем у конкурентов, что позволяет им продавать время как на своих видеоэкранах, так и на экранах конкурентов. TBM развивает гостиничные и другие связанные с туризмом сети, которые соединены недавно приобретенным телевизионным каналом SA-Direct TV – телеканалом, продвигающим и рекламирующим туризм и бизнес в Южной Африке.

Игроки – Ethniks

Ethniks, которая является главным поставщиком Scala software в Южной Африке, развивала экранные сети последние 3 года в магазинах, аптеках и почтовых отделениях. Ethniks заполучила контракт на установку экранов в 1 600 почтовых отделениях по принципу «сами устанавливаете, сами управляете и платите, а также отдаете Почте часть времени и прибыли от рекламы». Пока было установлено только 100 конструкций. Прибыль получается, в основном, от продажи рекламного времени и финансирования от таких агентств, как Aids Awareness, чьи программы показываются на сети.

Ethniks также предоставляет IT услуги в области медицины и образования по всей Южной Африке. Таким образом, компания может стать главным игроком по цифровым технологиям и в этих областях. У компании есть пилотные проекты в розничной торговле - Ethniks установила 16 пробных мест совместно с Woolworths (южноафриканский эквивалент Marks & Spencer). По такому же принципу Ethniks сотрудничает с Ellerines, главной в стране сетью мебельных магазинов. В данном случае речь идет о рекламных точках в 500 магазинах сети.

Игроки – небольшие

От трех основных операторов стараются не отставать их меньшие коллеги. Среди небольших операторов значатся такие компании как:

  • Omega Media Wave, интегратор новых систем и главный поставщик NDS software в Южной Африке. Компания только что установила сеть из экранов в 200 представительствах Toyota.
  • Spectrum Visual Networks SVN раньше была частью Spectrum, ведущего агентства наружной рекламы в стране. SVN установила цифровые проекторы в 15 кинотеатрах Primedia по всей стране и размещает коммерческую рекламу для Cinemark, подразделение по рекламе в кинотеатрах Primedia. Сама компания видит себя, как системного интегратора, а не как контент провайдера, заявляя при этом, что не ожидает особой прибыли от наружных видеоэкранов, так как их стоимость значительно выше, чем стоимость подсвечиваемых постеров, которые очень популярны и эффективны.
  • AirMedia Broadcasting управляет радио и ТВ сетями внутри розничных южноафриканских магазинов.

Наружная реклама

Не считая Rank TV и Forecourt TV, единственной серьезной компанией, использующей наружные видеоэкраны, является Alive Advertising, которая установила 20 больших светодиодных экранов на перекрестках. Огромные электронные видеоэкраны Alive Advertising предоставляют самый большой охват аудитории в Южной Африке (более миллиона зрителей в день). Несмотря на высокую эффективность в дневное и ночное время, вложения требуются внушительные, и их трудно возвращать. Так что назвать этот рынок быстроразвивающимся все-таки тяжело. Clear Channel рассматривала возможность работы с экранами в Южной Африке, но на деле пока ничего не получилось.

Заглядывая вперед

Южная Африка предоставляет отличные возможности для развития собственных сетей, занятий интеграционными системами и производством. С растущей экономикой и новым средним классом из чернокожего населения, который довольно восприимчив к экранной рекламе, этот рынок можно назвать быстрорастущим.

Власти и муниципальные агентства также заинтересованы в развитии цифровых видеоэкранов. Чем больше южноафриканских компаний будет развиваться в других регионах страны, тем больше сетей будет появляться. Standard Bank уже сейчас планирует установить сеть, которая растянулась бы до таких мест, как Лагос в Нигерии и Наироби в Кении.

Такие расстояния сравнимы с американскими, и следовательно повлекут за собой проблемы с коммуникациями, которые под силу решить лишь спутнику. Помимо этого, существует проблема обучения персонала в каждом городе, где присутствуют видеоэкраны сети.

Некоторые южноафриканские бизнесмены уже сейчас рассматривают возможности данного рынка. Также инвестируются деньги в систему коммуникаций Южной Африки, что позволит сделать страну очень привлекательным местом для тех, кто предоставляет услуги на сетях цифровых медиа.