#8/2001

Наружные экраны и ситуация на дорогах

Главный редактор - Владимир Крылов
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев

Недавно было опубликовано выступление Сергея Соболева – заместителя начальника Главного управления ГИБДД РФ – на парламентских слушаниях на тему “Проблемы совершенствования законодательства о рекламе”, которое нам захотелось прокомментировать. Ситуация с размещением медиа носителей в Москве, по мнению Сергея Соболева, сейчас критическая.

Во-первых, они находятся в непосредственной близости друг от друга, а во-вторых, мешают обзору, создают проблемы для движения автомобилистов. В частности он отметил две конструкции, которые провоцируют нарушения правил дорожного движения. Это огромный наружный экран на здании МАДИ на Ленинградском проспекте и электронный экран в районе Театральной площади.

Представитель ГИБДД отметил, что согласно ГОСТу по техническим средствам и регулированию правил дорожного движения, который был принят в 1986 г., рекламы вдоль дорог вообще быть не должно. Сейчас РосдорНИИ разрабатывает новый ГОСТ, где будет много изменений, в котором, скорее всего, о запрете рекламы вдоль дорог не будет ни слова.

Ситуация на дорогах всегда крайне сложная. В городе много людей, много детей, много машин. Всего много. Едет высокое должностное лицо – останавливается движение, осложняется дорожная ситуация. Перекрыли движение по мосту из-за ремонта – осложнилась ситуация. Начались школьные каникулы – опять сложно. Дождь, снег, слякоть – тут уж и говорить нечего. Однако во всех этих случаях винить некого, а очень хочется. Вот тут-то так и тянет вспомнить про наружную рекламу, виновницу всех бед и проблем на дорогах бескрайней России.

Всем, кому больше 15 лет отроду, нет-нет да и вспомнится славное советское прошлое. И среди всего прочего может вспомниться практически полное отсутствие рекламы, наружной и внешней, телевизионной и радио, рекламных рассылок по почте, рекламы как таковой, как жанра. Прошло немного лет и реклама пышно расцвела. И многим это непривычно, в новинку, многих раздражают рекламные паузы, щиты на улицах, рекламные проспекты в почтовых ящиках. Жили же ведь раньше без нее.

Большой наружный экран в Москве Наружный рекламный экран в Сан-Пауло
Большой наружный экран в Москве Наружный рекламный экран в Сан-Пауло

Поэтому-то так понятно выступление г-на Соболева против наружной рекламы и его упоминание ГОСТа по техническим средствам и регулированию правил дорожного движения аж 1986 года, когда придорожной рекламы не было вовсе. Для нас важнее и обиднее, что прозвучало обвинение в адрес электронной наружной рекламы, относительно нового медиа носителя – наружных экранов, которые тем не менее весьма активно завоевывает рекламные пространства во всем мире.

Нам бы вместе порадоваться, что наконец-то в Москву приходят новые технологии, что город богатеет и становится разнообразнее и привлекательнее, что присутствие таких рекламных носителей, как наружные экраны, обещает увеличение рекламных бюджетов, а значит, и оживление деловой активности. Но, нет, гораздо легче покритиковать и запретить, вспомнить, как раньше хорошо было: и освещение на улицах только по праздникам включалось, и спать все раньше ложились, и зарабатывать на жизнь не надо было слишком напрягаясь – ведь зарплату в 80-120 руб. и так платили практически всем.

Огромный наружный экран в Токио Наружные экраны в Нью-Йорке
Огромный наружный экран в Токио Наружные экраны в Нью-Йорке

Здесь уместно вспомнить, что в советские времена было хорошим тоном сравнивать достижения страны с 1913 годом. Мир изменился до неузнаваемости, технологические революции следовали одна за другой, мы сами первыми полетели в космос – однако так заманчиво было оглянуться назад и сравнить с далеким царским прошлым. Прошел век, теперь начинаем сравнивать с 80-ми годами века прошлого.

И это правильно, что в новом ГОСТе о запрете рекламы вдоль дорог не будет ни слова, потому что нельзя запрещать все новое, видеть в нем источник всех зол. Во всем мире наружная и электронная реклама широко распространена, и все новые решения наоборот поощряются и поддерживаются. Бюджеты на наружную рекламу сравнимы с бюджетами на рекламу телевизионную. А это значит, что текут в страну деньги, инвестиции, едут бизнесмены. Деньги эти для городов весьма не лишние, они идут на поддержание чистоты, освещение, содержание дорожных служб. Мало ли у города расходов? А реклама для города – статья исключительно доходная. Так, надо ли ее запрещать? Станет ли на дорогах спокойнее? Вряд ли.

Подобная дискуссия велась не так давно, когда получили распространение магнитолы и аудиосистемы в машинах. Многие в то время считали, что громкая музыка и реклама будут отвлекать водителей и приведут к большому числу дорожных происшествий. Опасения не оправдались. Редкая машина не оборудована сейчас аудиосистемой. Так же и реклама у дорог. Привыкнем - будем жить. Не стоит, правда, забывать, что для обычных граждан реклама - не только раздражитель, но и источник новой информации, а наружная реклама к тому же дает нам эту информацию в промежутки времени, которые иначе были бы просто потерянными , т.к. это время не нашего отдыха в доме, а когда мы в дороге.

Безусловно, современный водитель подвергается значительным нагрузкам. При заполненных дорогах внимание его должно быть максимально сосредоточено на дорожной обстановке. При этом видеть большое количество знаков, указателей, часто подсвечиваемых в вечернее время, ему просто вменяется в обязанность. Водитель привыкает сосредотачиваться на важном и отсеивать ненужное. Реклама, в том числе и электронная, остается у водителя лишь в периферийном зрении, если только он не стоит в пробке и не имеет времени присмотреться.

В этот период восприятие новой информации оказывает больше положительное влияние, т.к. не дает водителю заснуть или потерять внимание из-за монотонного движения в пробке (это как у солдат-водителей, которые идут в колонне, больше всего аварий, хотя их практически ничто не отвлекает, и видят они только зад впереди идущего). Именно поэтому в большинстве американских штатов полицейские признали положительное влияние наружной световой рекламы.

Да и на недавнем еженедельном селекторном совещании начальника ГИБДД России с округами, трансляция которого проходила по каналам центрального телевидения, при разборе наиболее частых и крупных происшествиях на дорогах сами представители ГИБДД отметили как одну из основных причин этих аварий, то что водители просто уснули или потеряли внимание от утомления. И начальник ГИБДД справедливо заметил, что надо тогда найти методы чтобы будить и повышать внимание водителей!

Во всех крупных городах всего мира за последние годы все больше и больше устанавливается наружных экранов. Нью-Йорк – 20, Чикаго – 60, Лас Вегас – 100, Сеул –90, Сан Пауло –50, Токио – 50, Лондон – 7, Москва – 7. Даже консервативная Европа осознала преимущества электронной рекламы, и наружные экраны стали устанавливаться там все чаще. Электронная реклама, как и неоновая, гораздо виднее и заметнее, поэтому за ней будущее. Отказываться от нее, по меньшей мере неразумно, особенно для стран, которым не безразличен приток в них дополнительных финансов и инвестиций.

В Национальной галерее Лондона висит замечательная картина английского художника Ричарда Вильсона (1713-1782) “Строительство моста Вестминстер”. На картине изображен мост в период его постройки в 1744 году. Чрезвычайно интересны пояснения, которые дают экскурсоводы об этой картине. Оказывается, этот мост был тем, что сейчас принято называть “долгостроем”. К тому моменту в городе был только один мост, но растущий город уже не мог обходиться только одним. Было принято решение построить еще один. И тут строители столкнулись с неожиданно яростным сопротивлением. Оказывается, новый мост грозил оставить без работы огромную армию людей на лодках, плотах и паромах, перевозящих всех желающих через Темзу. Мост построили, и он стоит и приносит городу и людям не только пользу, но и деньги (ведь время это же деньги).

А будет ли тот или иной город или страна идти в ногу со временем и с миром или же предпочтет ничего не делать и жить в темноте, ограниченности – это покажет время. Наружные электронные экраны, как и любые другие новейшие достижения, - это маяки нового и прогрессивного. Пусть светят!