#9/2000

Электронные экраны - новая медиа среда или электронная реальность

Главный редактор - Владимир Крылов
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев

Прогнозы фантастов рано или поздно сбываются. У Джорджа Оруэлла Большой Брат вторгается в личную жизнь людей через вездесущие экраны телевизоров, которые интерактивны и обладают возможностью мгновенной обратной связи. Не нам судить, хорошо это или плохо. Но воздействие медиа среды на человека возрастает, и это непреложный факт. Люди просыпаются под будильник-радио, завтракают у экрана телевизора, едут в машине под непрерывным обстрелом новостей различных FM диапазонов, на работе не спускают глаз с экрана компьютера, залезая исподтишка в Интернет, семейный вечер стал синонимом просмотра телевизора и так далее. Мало того, на улицах и площадях на людей обрушивается агрессивная реклама баннеров, плакатов, щитов, призывающая пойти, купить, подписаться.

Странно, но факт, что городские жители мгновенно адаптировались к этому непрерывному потоку, как правило, мало значимой информации и хотят еще. Нас пугает молчание, мы не терпим пустоты. Сломанный телевизор или радио – ЧП в семье. А пожар на Останкинской башне – трагедия огромного города. Людям некуда себя девать: очереди исчезли вместе с социализмом, все затворились в отдельных квартирах, и телевизоры стали едва ли не единственной альтернативой общению. Все ругаются на длинные рекламные паузы, но, на самом деле, готовы смотреть даже коммерческие ролики, пока глаза не начнут слипаться. Чистая от рекламы стена дома уже не радует глаз – ведь и посмотреть-то не на что.

А те, кто торгуют, обо всем этом знают или догадываются и продолжают изобретать все новые методы информационной атаки на наши органы чувств. Подсчитано, однако, что человек получает до 91 процента всей информации через визуальный канал, т.е. через глаза. Вот и получается, что, если уж человеку приходится часть своего времени проводить на улице, то рекламщики должны на это время “загрузить” его визуальный канал под завязку.

Наш журнал посвящен электронным экранам – про них и речь в этой заметке. Гораздо более эффективные, чем любая статичная городская реклама, они постепенно распространяются по всему миру, швыряя в лица горожан броские яркие коммерческие предложения. От них не увернуться, взгляды притягивает к меняющимся анимационным картинкам словно магнитом. Проведенный недавно опрос жителей Сан-Пауло (Бразилия) показал, что 64 процента ответивших регулярно и внимательно смотрят на информацию электронных экранов, практически не обращая внимания на рекламу щитовую.

Но операторам наружных рекламных экранов и этого мало. Поставлена новая задача – объединить экраны в сеть. Сеть, понятно, предоставляет совершенно новые рекламные возможности. По своей эффективности сеть электронных экранов на улицах города начинает сравниваться с эффективностью телевизионных программ. Только если дома реклама раздражает, то на улице воспринимается как должное. Мы смотрим на экран – и довольны. Ведь не простаиваем, а впитываем информацию, узнаем новое в ожидании автобуса, или стоя в пробке.

С точки зрения рекламодателей и операторов рекламных установок, сеть наружных экранов обладает еще одним ключевым преимуществом – надежностью. В отличие от традиционного телевизионного вещания, сеть электронных экранов практически неуязвима. Недавние события в Останкино – наглядное тому доказательство. Читаем авторитетный журнал “Деньги” от 6 сентября 2000 года: по словам президента Рекламного совета России Владимира Кисмерешкина, “многие рекламодатели на прошлой неделе пересмотрели свое отношение к телевидению как к рекламоносителю”.

Каждый наружный экран, с одной стороны, входит в сеть, а с другой стороны, остается независимым, т.к. построение сети идёт по типу построения сети Интернет: и отдельный экран, и узел (подсеть) экранов могут работать в автономном режиме. Поэтому выход из строя главного вещательного центра не приводит к прекращению трансляции на отдельных рекламных экранах, которые автоматически переходят на режим локальной трансляции.

Пройдитесь по центральным улицам европейских или северно-американских городов. Практически все пространство, выше двух метров над тротуаром залито световой электронной рекламой. И красиво, и светло, и познавательно. Вот вам и новая реальность – реальность информационной насыщенности города.

Складываясь в сети, наружные экраны становятся новой информационной средой, новой масс медиа, охватывающей огромные аудитории. Вначале экраны начинали ставить на оживленных транспортных потоках, но теперь определился и новый подход: размещать экраны на людных площадях, традиционных мест встреч и вечерних тусовок. В дни праздников наружные экраны становятся важным источником социально значимой информации, когда коммерческая реклама частично уступает место роликам, предоставляемым властями.

Опыт России уникален тем, что это одна из немногих стран, где в наружной рекламе в дополнение к традиционной коммерческой составляющей начали применять информационно-справочную рекламу. Введение в рекламные ролики социально значимой информации приводит к подсознательному усилению интереса, а, следовательно, и более полному восприятию рекламы коммерческой. Вот и получается, что разбросанные по городу большие электронные панно становятся точками концентрации внимания для сотен тысяч горожан, как в дневное, так и в вечернее время.

Проходя по центру Москвы, любой может увидеть на электронных экранах не только рекламу товаров, но и что сегодня нового на модном сайте, какая группа выступает в казино Корона, чья презентация намечается в гостинице Метрополь, что интересного и нового для поступающих в вузы или желающих выучить языки, какие новые блюда появились в том или ином ресторане, кафе и т.д. Как видите, масса оперативной и полезной информации – как из реального мира, так и из виртуального мира Интернет. И вся эта информация доступна для любого проходящего или проезжающего.

Новая информационная реальность медленно, но верно входит в жизнь наших городов. Все больше фирм находят средства для установки наружных экранов, на карте все больше городов, которые могут похвастаться динамичной электронной анимацией на улицах. Россия традиционно отставала от западной моды, опаздываем мы и сейчас от моды на экраны. Но тенденции не остановить.

Глобальная сеть Интернет охватила весь мир, не обращая внимания на границы и государственное устройство. Глобальные сети наружных электронных экранов – только впереди, но они наступают. Пора нам догонять.