#11/2000

Большой электронный светодиодный экран в Киеве

Зам. главного редактора - Дмитрий Суворов
Специальный корреспондент - Олег Симонов

Во время летнего отдыха наш сотрудник прогуливался по центру Киева и заметил большой наружный светодиодный экран, установленный на центральной площади города - Майдане Незалежности. Не забывая о работе, он сфотографировал экран и, вернувшись из отпуска, показал фотографии нашему главному редактору. Было принято решение продолжить цикл статей о больших электронных экранах, установленных в крупных городах.

Прибыв в Киев и разместившись в гостинице, мы направились на центральную площадь Киева, прилегающую к знаменитому Крещатику – Майдан Незалежности. Цель нашего визита заметна сразу – большой электронный полноцветный светодиодный экран фирмы “EuroVision”. Часть времени на нем демонстрировалась реклама “EuroVision” - фирмы-владельца. Поговорив с обслуживающим персоналом и записав контактные телефоны, мы приступили к съемке. Отсняв необходимый фото и видео материал, мы направились в центральный офис компании “EuroVision”, чтобы побеседовать с генеральным директором - господином Кан Ден Сик. Как выяснилось, установка светодиодного экрана была начата в конце декабря 1999 года, а запущен он был (после всех проверок и настроек) в апреле 2000 года, т.е. спустя 4 месяца.

Большой электронный светодиодный экран в Киеве позволяет показывать компьютерную анимацию, видео (принимаются ролики в формате Betacam и CD), а также транслировать телевидение и живое видео. Эти возможности были неоднократно использованы при трансляции на большом светодиодном экране чествования футбольной команды “Динамо” (Киев), матчей чемпионата Европы-2000 по футболу, выступления Билла Клинтона в Киеве на Михайловской площади, концерта украинской певицы Натали и других событиях. Во время нашего визита, полным ходом шли приготовления к участию светодиодного экрана в акции представления спортсменов-олимпийцев Украины.

Среди особенностей этих полноцветных светодиодных систем нового поколения господин Кан Ден Сик особо отметил автоматический поворот отражающих козырьков на модулях. Режим работы экрана – с 9.00 до 23.00 без звука, а со звуком по субботам, воскресеньям и праздничным дням с 12.00 до 21.00, хотя возможности светодиодного экрана позволяют эксплуатировать его в круглосуточном режиме. Предполагаемый ресурс экрана составляет 4-5 лет при ежедневном режиме работы с 9.00 до 23.00.

Большой наружный светодиодный экран в Киеве Большой наружный светодиодный экран в Киеве
Большой наружный светодиодный экран в Киеве

Как нам рассказал господин Кан Ден Сик, на установку этого большого полноцветного светодиодного экрана в Киеве его вдохновил успех подобных систем в Корее, США, Индии, Индонезии и других странах. По его словам, на улицах Сеула почти не осталось статичных рекламных щитов и билбордов, т.к. они были полностью вытеснены анимационными и видео рекламными табло панно экранами. Чуть ли ни единственным применением статичной “наружки” в Сеуле можно считать информационные плакаты вдоль магистралей, призывающие водителей к осторожности.

По словам г-на Кан Ден Сик, несмотря на новизну и большую стоимость подобных светодиодных систем наружной рекламы (услышав о цене, мы невольно ахнули - экран стоит порядка 2 миллионов долларов, что составляет около 25-30 тыс. долларов в пересчете на 1 кв. м), в Южной Корее и других странах рекламное время на них успешно продается, и большие электронные наружные экраны окупаются и начинают приносить большую прибыль.

Крупные компании понимают эффективность таких систем и не боятся вкладывать деньги в электронную наружную рекламу. Например, в Индии компания “Coca-Cola” выкупила треть рекламного времени на большом наружном экране, во многом, благодаря чему он окупился и начал приносить прибыль уже через 6 месяцев после установки.

В Киеве, как и во многих городах мира, часть времени отдана городским властям для культурных и информационных блоков новостей, что необходимо учитывать при расчете окупаемости экрана. К сожалению, сейчас не все рекламное время на большом электронном экране в Киеве удается продать. Как считает г-н Кан Ден Сик, это связано с некоторой консервативностью киевских рекламщиков, т.е. люди не уверены в эффективности данного носителя и не рискуют тратить деньги на эксперименты с новыми технологиями.

Хотя известны случаи (например, в Индонезии), когда большие электронные экраны начинали окупаться и окупались на втором году эксплуатации, после некоторого “привыкания” рекламодателей к новым более эффективным видам рекламы. По оценкам же наших экспертов, не достаточно эффективная рекламная отдача светодиодного экрана в Киеве, связана, в основном, с его неправильным расположением, точнее с поворотом относительно основных направлений автомобильных и пешеходных потоков (экран стоит на площади параллельно Крещатику, а по всему периметру площади Майдан Незалежности, на которую он ориентирован, растут деревья, мешающие обзору). Т.е. основные автомобильные и пешеходные потоки направлены параллельно экрану, а не на экран. Следовательно, они не могут долго наблюдать рекламу и “рекламный контакт” ограничивается временем проезда или прохода перед экраном с поворотом головы на 90 градусов.

Скорее всего, подобное размещение светодиодного экрана связано не с целью эффективной рекламной отдачи, а с целью удобства проведения акций и трансляций спортивных, культурных и политических мероприятий.

В ходе дальнейшего разговора нам удалось выяснить, что этот экран является первым в Европе представителем нового поколения наружных светодиодных экранов. Подобные системы разработаны в Южной Корее и их производство начато только в конце прошлого года.

В заключение коротко наши выводы:

  • электронный экран в Киеве на Майдане Незалежности имеет размеры 10,5x7,2м;
  • разрешение экрана порядка 288x192 пикселей;
  • состоит из модулей – 18 модулей в строке и 12 модулей в столбце;
  • размер светодиодного модуля около 60x60см;
  • модуль включает в себя 16x16 пикселей;
  • расстояние между пикселями примерно 3,75 см=1,5дюйма;
  • каждый пиксель состоит из 16 сверхярких светодиодов (видимо 2 красных, 12 зеленых и 2 синих);
  • количество отображаемых цветов – 16,7 миллионов;
  • на установку и отладку требуется 2,5-3 месяца;
  • горизонтальный угол обзора порядка 60 градусов;
  • возможен круглосуточный режим работы;
  • цена светодиодного экрана - около 2 миллионов долларов.

Из замечаний:

  • настораживает слишком большой срок юстировки и предпусковой подготовки экрана (2,5-3 месяца);
  • слишком сложная структура пикселя (16 светодиодов). Известны проблемы в Латинской Америке с подобными пикселями через 1,5-2 года эксплуатации (пропал синий цвет, появилась большая неравномерность в изображениях, вызванная неравномерным старением светодиодов, тенденция “чем сложнее пиксель тем выше неравномерность”);
  • не соблюдено телевизионное и компьютерное соотношение разрешения (т.е. отношение ширины к высоте равно 288/192, т.е. 3/2, а не 4/3 как в телевидении (PAL, SECAM и др.) и большинстве компьютеров (320/240, 640/480, 800/600 и т.д.) что приводит к искажениям при конвертации телевизионной картинки и компьютерных роликов, подготовленных со стандартным разрешением и влечет усложнение и удорожание производства роликов и клипов;
  • не учтены требования и особенности наружной рекламы при размещении данного светодиодного экрана;
  • для повышения эффективности при использования в массовых акциях на Майдане Незалежности необходимо использовать еще больший экран;
  • очень высокая цена.

Как этот большой светодиодный экран будет реально работать, мы узнаем в будущем, т.к. технологии, использованные в нём, ещё не подтверждены практической статистикой в процессе эксплуатации. Как бы то ни было, установка и эксплуатация большого электронного светодиодного экрана в Киеве лишний раз подтверждает тенденцию крупных городов мира устанавливать подобные системы, освещая и украшая ночную и вечернюю жизнь на улицах, а также получая рекламные и информационные ресурсы для муниципалитетов и мэрий.