#4/1999

Видео экраны и электронные табло на стадионах, в спортивных залах и в спортивных комплексах

Главный редактор - Владимир Крылов

Если посмотреть на оборудование многих наших стадионов (футбольных, хоккейных, баскетбольных и т.п.), то, конечно, оно оставляет желать лучшего. Но примеры реальных дел уже стали появляться и у нас. Так, первым российским стадионом, оборудованным большим видео экраном был стадион в Санкт-Петербурге, потом - Лужники в Москве, сейчас появилась информация о том, что заканчивается оборудование видео экраном стадиона в Казани. На первый взгляд, казалось бы, оборудование стадионов большими видео экранами и электронными информационными табло - это вроде не самое первостепенное и главное.

Но, если внимательно посмотреть на историю развития стадионов в мире, то, как показала реальность, - это далеко и не последний вопрос (особенно в плане борьбы за зрителя, рекламодателей и спонсоров). Первыми, пожалуй, наиболее остро с необходимостью оборудования своих спортивных площадок большими видео экранами и электронными табло столкнулись стадионы и спортивные комплексы в Америке. Это было связано, прежде всего, с борьбой, возникшей между стадионами и телевидением за зрителя и болельщиков, а также рекламодателей и спонсоров.

В 70 - 80 годы бурное развитие вещательного и кабельного телевидения в Америке привело к тому, что зрители и болельщики стали гораздо меньше посещать спортивные площадки. Это на самом деле было очень непростое время, когда не только спортивные стадионы и комплексы, но и большинство кинозалов и кинотеатров потеряли своих зрителей - в принципе, очень похожая ситуация на то, что сейчас происходит в России и странах СНГ.

Видео экран и электронное табло на стадионе в США Видео экран и электронное табло на стадионе в США
Большие видео экраны на стадионах в США

Исследования показали, что одной из существенных причин, по которой стадионы начали проигрывать телевизионным каналам - была та, что у зрителей и болельщиков на стадионе не было, казалось бы, такой простой и вроде бы “несущественной” возможности - увидеть повтор интересного момента, гола, удачного броска, удара и т.п., а телевидение давало такую возможность и по несколько раз с разных ракурсов и мест. После этого началось оборудование и переоборудование стадионов и площадок большими видео экранами. И это - даже несмотря на то, что цены в то время на такие видео экраны были выше, чем сейчас раза в 3-4.

На сегодняшний день в Канаде и США большинство хоккейных площадок уже оборудованы кубами с четырьмя видео экранами, на баскетбольных площадках также есть видео экраны, а на стадионах, где проводятся матчи, я уже не говорю по “американском футболу”, а даже и не столь у них популярному - обычному футболу - тоже появились огромные видео экраны и электронные табло.

Почти все стадионы по мотогонкам, автомобильным кольцевым гонкам и, уж тем более, Формулы-1, также оборудованы огромными видео экранами. Сейчас в Америке стало популярным оборудовать видео экранами и информационными табло даже небольшие стадионы различных университетов, школ, колледжей.

Видео куб из четырех светодиодных экранов Большой видео экран на стадионе в США
Видео куб из четырех светодиодных экранов Большой видео экран на стадионе в США

В результате:

  1. зрители вернулись на стадионы;
  2. оборудованные видео экранами и электронными информационными табло стадионы стали включаться в списки для проведения матчей не только местного уровня, но даже и международных (в том числе товарищеских) игр;
  3. многие туристические фирмы стали включать в свои программы для туристов посещение не только игр, но и самих стадионов, как одной из городских достопримечательностей, а это привело опять же к получению дополнительных денег, причём уже не только стадионом, но и городом;
  4. рекламодатели и спонсоры стали гораздо легче вкладывать свои деньги в свою рекламу на видео экранах во время матчей и соревнований, так как теперь трибуны стали опять полными;
  5. больше молодежи стало увлекаться спортом (и стало больше молодых звёзд), просто из-за того, что они с детства и юности привыкли ходить всей семьей на стадионы.

И как результат - все затраты на покупку видео экранов окупились, многие стадионы уже сейчас начали переоборудовать свои большие видео экраны на более современные. Не стали отставать от американцев в этом вопросе и в Китае, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии, причём в отдельных вопросах они пошли дальше - с учетом своих национальных особенностей и привязанностей - и стали оборудовать огромными видео экранами не только свои большие стадионы, но даже небольшие спортивные площадки или спортивные курорты.

Мобильный светодиодный видео экран на небольшом стадионе Станционарный светодиодный видео экран на небольшом стадионе
Мобильный светодиодный видео экран на небольшом стадионе Станционарный светодиодный видео экран на небольшом стадионе

Опыт по оснащению большими видео экранами центральных городских стадионов в России уже принёс свои результаты, достаточно сказать, что всё это вместе помогло стадиону в Москве (Лужникам) выиграть право на проведения на нём финала по футболу на кубок УЕФА!

Критерии при выборе типов и размеров видео экранов для стадионов и спортивных комплексов

Прежде всего при решении этого вопроса надо определиться с тем какой у Вас стадион - открытый или закрытый. Если закрытый, то видео экран надо выбирать среди внутренних систем (это - или рир-проекционные, проекционные или светодиодные экраны).

Если стадион открытый, то в плане линейных размеров видео экранов подходы такие же как и в случае использования больших видео экранов для наружной рекламы, так как вопрос зрительской аудитории тот же самый, что и в чисто рекламном или композиционном применении видео экранов и электронных табло. Единственная специфика - это то, что в плане композиционного использования чаще используют в дополнение к большому видео экрану нескольких чисто информационных электронных табло для указания счёта, времени и т.п.

Уже есть примеры, когда во время проведения самого матча видео экран смотрит на стадион, а когда спортивных мероприятий не проводятся, то он обращен в город и работает как большой наружный рекламный экран (например в Санкт-Петербурге), но это, конечно, определяется непосредственным местоположением стадиона в городе и видео экрана на стадионе.

Вопрос же непосредственного выбора типа видео экрана под достаточный линейный размер - новейший ламповый, светодиодный, светодиодный кластерный и т.п. - определяется, в основном, уже только вашими финансовыми возможностями. При этом можно учесть то, что крупнейшие стадионы в мире в последнее время в основном оснащаются светодиодными видео экранами и электронными табло кластерного типа, даже, несмотря на их очень немалую стоимость.

Хотя есть примеры (в Англии и в Америке), когда и на достаточно крупных стадионах (на 40 - 60 тысяч зрителей) устанавливаются и новейшие ламповые видео экраны. Раньше устанавливались и газоразрядные экраны, но, в основном, в европейских странах бывшего соц. лагеря. Среди небольших стадионов в Америке и Англии (до 20 тыс. зрителей), в основном, преобладают ламповые видео экраны, безусловно, из-за их гораздо меньшей цены, но приемлемого качества (гораздо лучшего, чем у дешевых светодиодных или газоразрядных видео экранов).

В Юго-Восточной Азии - несколько другая ситуация: на небольших стадионах устанавливаются светодиодные видео экраны на dot-матрицах (существенно проигрывающие кластерным), но зато и существенно дешевле их. На больших же стадионах (и очень богатых) - устанавливаются светодиодные видео экраны кластерного типа.