#5/1998

Выбор типа и размеров видеоэкрана для наружной рекламы

Главный редактор - Владимир Крылов

В России, несмотря на кризисы, постепенно начинается возрождение высокотехнологичного производства, интегрированного с новейшими технологическими и инженерными мировыми решениями, но при этом и вносящее свою инженерную лепту в эту интеграцию.

С одной стороны, кризис потряс нашу большую страну, а с другой стороны - заставил всех не только играть в различные “финансовые” операции с МММ, банками и ГКО, но и думать о других областях получения доходов, пусть и не столь заманчивых и быстрых, но зато более надёжных. Во всяком случае, к нам стало приходить большое количество писем с просьбами подсказать - какую модель электронного экрана или табло можно было бы выбрать с наилучшим показателем эффективность/цена - т.е. оптимальную.

Вообще-то сам вопрос философский, так как этот выбор зависит слишком от многих критериев и задач, но то, что его начинают задавать - это, на самом деле, нас только радует. Поэтому с сегодняшнего выпуска мы начнем публиковать серию статей, посвящённых различным подходам к решению вопроса оптимальности выбора видеоэкранов и электронных табло.

Прежде всего, я хотел бы определить основные задачи, из которых мы будем исходить при решении этого вопроса оптимальности выбора типа и размеров видеоэкрана:

  • Для каких целей будет использоваться видеоэкран - собственный имидж, рекламный бизнес, городская информационная система, собственный канал наружного телевидения или наружного видео, для сопровождения концертных, спортивных мероприятий или предвыборных (политических) акций и т.п.
  • Место установки электронного экрана - на улицах и площадях, на открытых стадионах и концертных площадках, внутри помещений и т.п. и, соответственно, при каких климатических условиях.
  • В каком режиме (круглосуточно или только по вечерам) планируется использовать наружный экран.
  • Планируется ли возврат средств, вложенных в видеоэкран или электронное табло, и в какие сроки.

Выбор типа видеоэкрана для имиджевой наружной рекламы

Если вам нужен наружный экран только для имиджевой рекламы, т.е. самый лучший и качественный, и вопрос цены и окупаемости для вас просто не стоит, то в этом случае вам, безусловно, надо выбирать среди современных полноцветных светодиодных экранов кластерного типа или лазерных проекционных систем.

С точки зрения оптимального соотношения цена/качество на сегодняшний день это безусловные лидеры в технологиях наружной рекламы. А если Вам захочется, чтобы подобные системы работали круглосуточно где-нибудь на севере, то фирмы-производители обеспечат это за дополнительную плату. И если говорить о них как о технических разработках, то даже не сомневайтесь, это на самом деле самые передовые технологии.

Электронные экраны для наружной рекламы – критерии выбора

Здесь я хотел бы отметить, что критерии выбора будут приводиться не столько с точки зрения технической конкуренции технологий, хотя эти вопросы также будут обсуждаться, а в гораздо большей степени с точки зрения тех, кто будет использовать и окупать эти наружные экраны.

Мы сами начинали работать в этой области сначала как технические специалисты, но за прошедшие шесть лет мы стали гораздо больше взаимодействовать с рекламными и финансовыми подразделениями. В результате, мы всё больше убеждаемся в том, что большинство технических критериев при оценке того или иного оборудования, мягко говоря не очень соответствуют тем критериям, которые на самом деле оказались гораздо более определяющими с точки зрения окупаемости, возвратности и прибыльности.

Поэтому ограничимся, прежде всего, критериями выбора видеоэкранов для наружной рекламы:

  • Цель приобретения видеоэкрана - рекламный бизнес.
  • Место установки видеоэкрана - на улицах и площадях городов российских городов; в климатических условиях от -50°C до +50°C, плюс снег и дождь; в тяжелых экологических условиях: гарь, выхлопные газы, вредные выбросы; скачки напряжения в электропитании.
  • Режим работы видеоэкрана – круглосуточно.
  • Планируется ли возврат вложенных средств – да.

Теперь, когда мы определились с основными целями и условиями использования видеоэкрана, необходимо начинать с главного критерия – окупаемости, возврате средств и получении прибыли. Для электронных экранов, используемых в наружной рекламе, у большинства западных и больших российских рекламодателей уже сложились основные требования к тому на что они хотят тратить свои рекламные бюджеты. И прежде всего - это охват целевой аудитории, а значит и эффективность рекламной компании в данном месте на данном рекламном носителе.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, определиться с местом расположения наружного экрана и определить сначала даже не тип видеоэкрана, а его линейные размеры - т.к. именно от них, прежде всего, зависит охват целевой аудитории. При этом надо учитывать следующие особенности человеческого зрения.

Большинство людей, на приеме у окулиста, без труда видят буквы размером 3-5 см с расстояния 5 м. Соответственно, если мы хотим, чтобы люди с расстояния около 100 - 150 метров увидели без напряжения и прочли информацию на видеоэкране, высота видеоэкрана должна быть не менее 4-6 метров, а высота его размещения над зёмлей должна быть не менее 4 метров.

Если же площадь города, на которой планируется разместить электронный экран, имеет глубину 100-150 метров и не ограничена зданиями или деревьями по своему периметру, а как бы продолжается центральной магистралью или улицей вдаль на расстояние до 300-600 м, то линейные размеры видеоэкрана по вертикали должны быть порядка 9 метров, а высота его размещения над землей должна быть не менее 5-6 метров.

Приведем пример наружного экрана на Поклонной Горе в Москве, где сама площадь перед видеоэкраном и сцена находятся на расстоянии 200 метров и с этого расстояния информация на видеоэкране высотой 6 метров, установленного над землей на высоте 6 метров, легко читается зрителями, но с учётом того, что центральная алея Поклонной Горы уходит вдаль на расстояние более 1 км, то чтобы охватить и эту перспективу, необходимо иметь видеоэкран размером не менее 12 метров по высоте и с высотой размещения над землей не менее 7-9 метров.

Определившись с линейным размером наружного экрана по высоте, легко можно вычислить его размер по горизонтали, исходя из принятых стандартных соотношений сторон экранов 4:3 или 16:9. Именно линейные размеры видеоэкрана являются основополагающим критерием выбора экрана для наружной рекламы.

Сразу становится понятно, почему в Америке, за последние 2-3 года, на знаменитой площади Таймс-Сквер появились огромные видеоэкраны размерами 12х9 метров и даже 16х12 метров, а в Корее и Китае большинство наружных экранов имеют размеры близкие к 12х9 метров.

Кроме этого, на величину охвата наружным экраном целевой аудитории влияет угол горизонтального обзора экрана. Достаточно хорошим для наружной рекламы является угол обзора экрана по горизонтали от 80 до 160 градусов, но в каждом конкретном случае это зависит от места расположения наружного экрана.

Характеристики, влияющие на качество изображения наружных экранов

Яркость и контрастность видеоэкрана и его цветовая палитра

Все три характеристики важны прежде всего, если вы планируете использовать видеоэкран в дневное время и месторасположение экрана такое, что ему придется работать под прямыми лучами солнца. В этом случае необходимо выбирать наружный экран с яркостью от 8000 до 10000 кд/м2. Но если месторасположение позволяет установить наружный экран так, что на него практически не попадают прямые солнечные лучи (например, экран располагается на козырьке здания, которое закрывает его), то в этом случае достаточно яркости 5000 кд/м2.

Разрешение видеоэкрана в пикселях

Это очень важная характеристика экрана. Как показала практика и, прежде всего, особенности человеческого зрения, вы можете установить наружный экран больших линейных размеров и с хорошим разрешением, но если в рекламных роликах будет использоваться мелкий шрифт, то никто не увидит вашего рекламного сообщения, даже с дистанции оптимального восприятия.

Кроме того для режима прямой видео трансляции надо учитывать ещё одну техническую деталь - все электронные экраны, как ламповые, так и светодиодные или газоразрядные, по своей структуре являются цифровыми, а любой телевизионный сигнал вещательного телевидения имеет разрешение по вертикали 240-320 строк, что пока весьма трудно реализовать даже для электронных экранов больших размеров. Поэтому возникло такое понятие как “достаточное разрешение” - примерно 160х120 пикселей, которое позволяет транслировать “живое видео” c приемлемым качеством.

Понятно, что чем выше разрешение видеоэкрана, тем лучше качество рекламных роликов на наружном экране, но если это качество выражается уже в сотнях тысяч долларов на оптимальных линейных размерах для данного места расположения видеоэкрана, которые необходимо будет возвращать, то может быть на первом этапе стоит ограничиться “достаточным разрешением” или даже меньшим.

Как показала практика эксплуатации наружных рекламных экранов в Москве, Омске и Новосибирске, с большинством видео материалов уже можно успешно работать и на разрешениях порядка 80х60 или 120х90. Гораздо более важным, все-таки, оказываются именно линейные размеры наружных экранов и соответственно охват целевой аудитории.

Эксплуатационные характеристики наружных экранов

  1. Ремонтопригодность видеоэкрана. Пожалуй, самая важная эксплуатационная характеристика. Как оказалось, при эксплуатации в России и СНГ весьма важно, чтобы был обеспечен не только гарантийный, но и послегарантийный ремонт видеоэкрана. Необходимо, чтобы поставщик видеоэкрана имел в России сервисную службу, которая возьмёт на себя ремонт или замену комплектующих видеоэкрана. Обычно любая западная фирма, по условиям договора, всё гарантирует и даже, в случае поломки, всё высылает, но почему-то либо с опозданием, либо груз застревает на таможне порой на несколько месяцев. Поэтому надо всегда смотреть в условиях договора как и через кого планируется организовывать сервисное обслуживание и ремонт видеоэкрана. При этом лучше, если всё-таки видеоэкран будет не очень сложен в эксплуатации и достаточно ремонтопригоден, а то его эксплуатация может стать не рекламным бизнесом, а инженерно-технической деятельностью.
  2. Температурный режим работы экрана должен учитывать наши климатические условия и для надежности экран должен работать в диапазоне температур от -50°C до +50°C.
  3. Круглосуточный режим работы экрана - чаще всего это обеспечивается при достаточной надежности и ремонтопригодности экранов.

Теперь, когда мы определились с основными характеристиками, которые будут непосредственно влиять на продажу рекламного времени и эксплуатационными затратами, можно смотреть и выбирать среди различных типов видеоэкранов, уже учитывая разницу в их стоимости не на относительно абстрактную величину, например на 1 кв. метр, а в целом на стоимость экрана с соответствующими общими характеристиками к площади и величине охвата целевой аудитории.

И при этом не надо забывать, что это ваши деньги или ваших инвесторов и их необходимо возвращать, поэтому в этом вопросе надо находить какие-то компромиссы между линейными размерами, яркостью, “достаточным разрешением”, типом и стоимостью наружного рекламного экрана.

Кратко суммируя все вышесказанное, можно привести характеристики оптимального наружного рекламного экрана:

  • размер - порядка 12х9 метров;
  • полноцветный, с 16 миллионами цветов;
  • с поддержкой режима “живого видео”;
  • яркостью от 8000-10000 кд/м2;
  • с разрешением 160х120 пикселей;
  • диапазоном рабочих температур от -50°C до +50°C;
  • имеющий круглосуточный режим работы, ремонтопригодный и имеющий сервисную службу.